Главная » 2010 » Май » 21 » Вручение ордена "Благоверный Царь Иоанн Четвертый Васильевич" наместнику Борисо - Глебского мужского монастыря игумену Иоанну (Титову)
Вручение ордена "Благоверный Царь Иоанн Четвертый Васильевич" наместнику Борисо - Глебского мужского монастыря игумену Иоанну (Титову)
10:46
10 мая 2010 г. в ходе миссионерской поездки
по святой Ярославской земле начальник Войсковой Православной Миссии
посетил Борисо - Глебский мужской монастырь. В продолжение добрых
исторических традиций ныне монастырь ведет большую духовно -
просветительскую работу, проводится работа по православно -
патриотическому воспитанию молодежи, ежегодно проводятся Иринарховские
чтения. Во всем этом есть немалая заслуга наместника обители игумена Иоанна (Титова). За
служение Державе Российской словом и делом начальник Войсковой
Православной Миссии Игорь Евгеньевич Смыков вручил игумену Иоанну орден
Войсковой Православной Миссии "Благоверный Царь Иоанн Четвертый
Васильевич" (памяти Грозного Царя).
Из истории монастыря: Борисо-Глебский монастырь.
Недалеко
от известных древнерусских городов Ярославля и Ростова Великого
несколько столетий существует огромный архитектурный ансамбль - бывший
Борисоглебский монастырь (теперь филиал Ростовского
архитектурно-художественного музея-заповедника).
Расположенный
на обширной возвышенности на берегах реки Устье, в окружении леса,
старинный ансамбль дошел до наших дней почти не тронутый временем.
В
средние века Борисоглебский монастырь был знаменит. В его стенах бывали
Сергий Радонежский и Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.
Знаменитый Пересвет, первый начавший Мамаево побоище, был сначала
иноком Борисоглебского монастыря на реке Устье.
В течение
нескольких веков из маленькой деревянной обители здесь вырос
грандиозный каменный ансамбль с многочисленными памятниками архитектуры
XVI - XVII веков. Храмы служебные и хозяйственные постройки, мощные
боевые стены и башни, то лаконичные и суровые, то насыщенные пышным
"узорочьем", издавна восхищали бывавших здесь ценителей древнерусского
искусства. Монастырь "представляет собой целый музей древнерусского
строительного искусства. В музее этом и теперь, несмотря на сломки и
переделки, осталось еще немало такого, что достойно внимания и
изучения", писал в прошлом веке известный ростовский краевед А.А. Титов.
Об
основании Борисоглебского монастыря известия скупы. "Еже исперва от
древних старец слышахом. И мало писания збретох", - с сожалением
отметил летописец в XVI веке. Во времена Дмитрия Донского "из области
великого Новаграда" пришли и поселились над рекой Устье пустынножители
Федор и Павел. Возможно, что новоявленные пустынники бежали сюда от
моровой язвы, поразившей в это время новгородскую землю. По
историческим свидетельствам, "люди бежали из домов, жили вне города, на
поле, даже в лодках... Во время мора многие заключались в монастырях"".
Но новгородские монахи искали в ростовской земле не безмолвия и
уединения.
В 1363 году по церковным делам и с политическим
поручением правительства в Ростов прибыл Сергий Радонежский - известный
церковный и политический деятель XIV века, основатель Троице-Сергиевой
лавры. Ясно видевший необходимость единения сил для борьбы с иноземным
игом, Сергий неоднократно выполнял дипломатические миссии с целью
подчинения русских княжеств единому центру - Москве. Чтобы усилить
московское влияние, Сергий Радонежский содействовал основанию
монастырей-крепостей на севере и востоке страны.
Узнав о его
приезде, Федор и Павел направились в Ростов, надеясь получить
содействие Сергия и согласие князя на то, "чтобы им в сей пустыне
воздвигнути церковь и монастырь строити". Сергий Радонежский поддержал
просьбу пустынников и сам выбрал место для строительства монастыря.
Ростовский князь Константин Васильевич, зять Ивана Калиты, дал
разрешение на основание монастыря.
"И начаша собирати к ним
братия и мирская чадь древодели в помощь делу". "Церковь воздвигнув и
кельи поставя", срубили деревянную крепость, простСобор <a
href="/guides/6918.html"><b>Бориса</b></a> и
Глебаоявшую более полутора веков. Со временем превращался монастырек в
крупное феодальное хозяйство и мощную военную крепость. Новая крепость
не была лишней в системе обороны дальних подступов к Москве. Опытный и
дальновидный Сергий заметил все: и слабые укрепления Ростова и дорогу
рядом с будущим монастырем, "что проходила из Каргополя, из Бела озера
и из иных градов к царствующему граду Москве". Монастырь-крепость
защищал северо-восточные пути к столице русского государства. Были под
его стенами и отряды татаро-монголов и войска польских интервентов в
период Смутного времени.
Не миновала монастырь и феодальная
война, разразившаяся в середине XV века между московской
великокняжеской властью и звенигородско-галичскими князьями. Дважды в
1433 - 1434 гг. войска князя Юрия Дмитриевича занимали Москву, изгоняя
с престола великого князя Василия II Темного. Изгнанник, внук Дмитрия
Донского, Василий Темный находил приют в Борисоглебском монастыре.
Понятно, почему он "князь великий Василий Васильевич и благодарная мати
его великая княгиня Софья в обитель сию начаша веру велию имети. И
подавала многия жалованные грамоты, потребные монастырю". Первый
крупный земельный вклад, положивший начало богатствам борисоглебских
иноков, был именно от Василия Темного: "... дал князь великий Василей
Васильевич всея Руси село Шулце с деревнями по своих родителех и
прародителех в наследие вечных благ".
В 1440 году игумен Питирим
крестил в Борисоглебской обители сына Василия Темного - будущего Ивана
III, "государя всея Руси", который всю свою жизнь также жаловал
монастырь вотчинами и деньгами. Наибольшей же степени обогащения за
счет царских и боярских вкладов монастырь достиг при внуке Ивана III -
Иване Грозном.
В борьбе с боярским сепаратизмом и высшими
церковными иерархами Иван Грозный вынужден был искать содействия своим
реформам в различной социальной среде. Поэтому понятно его стремление
заручиться поддержкой и со стороны монастырей-вотчинников, являвшихся
большой идеологической и материальной силой. Не случайно на протяжении
всего царствования Ивана IV так часты его долговременные объезды
монастырей. Еще совсем юным, в 1545 году Иван IV совершает поездку по
многим монастырям, ездил в том числе "и к Борису-Глебу на Устию".
Стараясь заполучить монахов в свои союзники, царь зачислял некоторые
обители в разряд "опричных государевых богомольцев". Возможно, опричным
или близким к опричнине являлся и Борисоглебский монастырь.
В
период опричнины Борисоглебский монастырь неизменно пользовался
благосклонностью Ивана IV. В числе десяти крупнейших монастырей обитель
на Устье получила громадные по тем временам пожалования на помин души
скончавшихся жен царя Анастасии, Марии, Анны, Марфы, убитого сына Ивана
и десятки царских вкладов за души казненных им же самим бывших своих
соратников: бояр, князей, государственных иПортал церковных деятелей,
дьяков.
Накопив за счет вкладов и обширного своего хозяйства
немалые средства, монастырь получил возможность вести дорогостоящее
каменное строительство, длившееся на протяжении двух столетий. К концу
XV - началу XVI века деревянные храмы монастыря обветшали "и по
повелиению великого князя Василия Ивановича всея Руси" в 1522 году
начали "здати в монастыре храмы каменные и прочия службы".
Возглавить
строительство пригласили ростовского "мастера, церковного каменного
здателя" Григория Борисова. Став "великого князя мастером", он
выполняет заказы Василия III и Ивана IV. Одно из первых зданий, по
предположению, построенных Григорием Борисовым в монастыре на Устье, -
собор Бориса и Глеба, возведенный на месте одноименного храма в течение
1522 - 1524 годов. Источники прямо не называют Борисова создателем
собора, но косвенные свидетельства указывают на его авторство. В 1524 -
1526 годах в монастыре, буквально рядом с собором, ведется
строительство теплой Благовещенской церкви с трапезной. И автором этого
сооружения монастырская летопись называет Григория Борисова.