Мы живем в эпоху, когда фраза «человек без чувства юмора» является оскорблением. Между тем, установившийся в обществе культ смеха превращает людей в ничтожеств, которые все осмеивают и не уважают ни себя, ни других.
В нашей стране есть даже очень странный праздник – День смеха, отмечаемый 1 апреля. В этот праздник принято разыгрывать людей. А в основе всех розыгрышей лежит ложь, которая с православной точки зрения является грехом, не остающимся без наказания. При помощи лжи люди ставят своих друзей и знакомых в такие ситуации, в которых те превращаются в нелепых и смешных идиотов, а потом смеются над ними и предлагают самим разыгранным посмеяться над собой. Многим жертвам, правда, приходится не до смеха, но если они обидятся, их будут считать людьми неадекватными. Чтобы этого не произошло, они смеются или стыдливо улыбаются.
Мысль о безвредности розыгрышей укоренилась в массовом сознании благодаря массированной атаке со стороны средств массовой информации. Несколько лет назад началась экспансия радио- и телепередач, чьей целью является розыгрыш. В некоторых из них авторы глумятся над случайными прохожими и посетителями каких-нибудь заведений. Причем, иногда их юмор выходит за всякие границы. Так, например, в одной телепередаче продемонстрировали такой номер. Актеры пришли в поликлинику, облачились в белые халаты и начали вести прием пациентов. Вели актеры себя очень неадекватно, и многие пациенты (пожилые, измученные болезнью люди), в ужасе выбегали из кабинета.
Создатели передач другого рода предлагают всем желающим разыграть при помощи специалистов знакомых. И мозги людей уже настолько съехали набекрень, что на всеобщее посмешище они выставляют не заклятых врагов, а друзей и родственников. Особенно выделялась на этом фоне закрытая ныне телеперадача «Розыгрыш», где издевались над известными людьми. В ней очень часто в роли добровольных помощников режиссеров с извращенной фантазией выступали друзья, мужья, жены и даже дети жертв.
Между тем, досаждение родителям с православной точки зрения является очень тяжким грехом. В Ветхом Завете, в Притчах Соломона говорится: «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!». В свое время Хам всего лишь случайно увидел своего отца Ноя пьяным и раздетым, и сказал об этом только братьям, а не всем родственникам. Однако после этого на сына Хама Ханаана и его потомков обрушилось проклятье, которое сильно испортило их жизнь.
И ведь не всегда возмездие настолько далеко отстоит от поступка, что его нельзя разглядеть. Иногда бывают более чем красноречивые случаи. Например, совсем недавно во время Великого поста в одном из российских городов молодые люди с такой силой рванули в ночной клуб, стремясь проскочить в него бесплатно, что задавили насмерть трех человек. А один молодой человек не только поехал с матерью в Страстную седмицу Великого поста на египетский курорт, но и в ночь на Великую Среду отправился в развлекательную поездку к святой Синайской горе. Кончилась это тем, что несчастный молодой человек упал с горы и разбился насмерть.
Преподобный Варсонофий Оптинский как-то раз сказал в начале XX века: «Теперь все разрешено, театральные представления идут даже в большие церковные праздники. Прежде же в казенных театрах под праздники не играли. Помню однажды в Казани под праздник святителя Николая давалось представление. Вдруг за кулисами вспыхнул пожар, возбудивший всеобщую панику. Впрочем, жертв человеческих не было. Господь помиловал за молитвы святителя. Долго после этого под праздник святителя Николая Чудотворца представлений не давалось».
Причем многие теле- и радиорозыгрыши строятся на желании жертвы помочь своим мучителям. Например, актрису, загримированную под древнюю старуху, сажают на дерево, и та принимается кричать: «Помогите!» Сердобольные люди начинают стаскивать ее с дерева, а потом эту запись под громкое ржание прокручивают в телестудии. То есть людей учат смеяться над добротой, жалостью и желанием помочь ближнему. Плоды такого воспитания мы уже пожинаем. Когда в силу естественных причин не останется пожилых женщин, которые все время приходят на помощь тем, кому стало плохо на улице, больные люди будут часами биться в конвульсиях на тротуарах.
Повальное увлечение розыгрышами и лояльное отношение к ним со стороны разыгрываемых оказалось возможным только в наш век низведения людей до уровня копошащейся серой массы. В предыдущие века издеваться над своими собратьями было делом довольно опасным. Один дворянин мог перенести насмешку молча или со смехом, а другой бы вызвал на дуэль. Один крестьянин пережил бы дурацкую шутку спокойно, а другой мог дать в зубы.
При помощи передач-розыгрышей людей не только учат предавать самых близких людей, но и приучают не уважать ни себя, ни окружающих, и лишают их человеческого достоинства. Как можно уважать того, над кем ты смеешься? То, что смехом можно уничтожить – известно давно. При смехе над каким-то предметом этот предмет обесценивается. Это свойство во все века использовали в сатире, которая направлялась против врагов. Но над друзьями потешались лишь люди, которых в приличном обществе считали низкими и подлыми.
Вообще, тех, кто имел привычку смеяться над себе подобными, люди не очень-то любили. Жан де Лабрюйер написал в своих «Характерах»: «Склонность к осмеиванию говорит порой о скудости ума», а также: «Смеяться над умными людьми – такова привилегия глупцов, которые в обществе играют ту же роль, что шуты при дворе, – то есть никакой». А Грассиан пишет в «Карманном оракуле»: «Не надо всегда острить. Благоразумие познается в серьезном, оно ценится выше, чем остроумие. Кто вечно острит – пустой человек. Такие люди подобны лжецам: ни тем, ни другим не веришь – одним, опасаясь обмана, другим, опасаясь насмешки».
В нашу же безумную эпоху даже родился миф о том, что смех удлиняет жизнь. Время от времени в массовых периодических изданиях печатают какие-то выкладки каких-то ученых о том, что 15-минутный ежедневный смех удлиняет жизнь на столько-то лет, а 20-минутный – на столько-то лет. Хотя совершенно ясно, что такие утверждения абсурдны и никак не доказуемы. Это просто очередной антихристианский миф.
Христианство однозначно осуждает не только привычку смеяться над другими людьми, но и сам смех. «Смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим (Мф. 5,4), разоряет доброе устроение внутреннее, оскорбляет Духа Святого, вредит душе, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, ни помышления о мучениях», – писал в древности преподобный Ефрем Сирин. Возможно, это относится в первую очередь к монахам, но остальным тоже небесполезно знать, что является христианским идеалом.
А святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) в 1947 году сказал в своей проповеди прихожанам: «Было много святых, которые никогда не смеялись и сохраняли молчание, а есть несчастные люди, которые сами всегда смеются и ставят себе задачу смешить других. Есть такая странная профессия, которая называется конферансье. Это шут, который выходит на сцену и смешит народ своими остроумными репликами. Это совершенно неприлично нам, тем, кого апостол называет святыми. Оттуда, где зубоскалят и издеваются над людьми, надо уходить».
Алла Тучкова, обозреватель Агентства национальных новостей