Главная » 2012»Май»12 » "Буква закона убивает" (старец Паисий Святогорец)
"Буква закона убивает" (старец Паисий Святогорец)
07:44
Как-то раз я спросил одного человека: "Кто ты? Воин Христов или воин
лукавого? Знаешь ли ты, что у лукавого тоже есть воины?" Христианин не
должен быть фанатиком, ему надо иметь любовь ко всем людям. Кто без
рассуждения кидается словами, пусть даже и правильными, тот делает зло.
Был я знаком с одним писателем. Человек он был очень благочестивый,
однако с людьми мирскими говорил языком грубым, доходившим до глубины
души и сотрясавшим их.
Однажды он говорит мне: "На одном собрании я
сказал одной госпоже то-то и то-то". Однако он сказал ей это так, что
искалечил ее. Он оскорбил ее перед всеми. "Слушай, - сказал я ему, - ты
бросаешь людям золотые венцы с алмазами, однако, швыряя их таким
образом, ты проламываешь головы, и не только слабенькие, но и крепкие".
Давайте не будем "по-христиански" [в кавычках] побивать людей камнями.
Кто перед другими обличает согрешившего или с пристрастием говорит о
каком-то человеке, тот движим духом не Божиим, но иным. Церковь
действует посредством любви, а не так, как законники. Церковь смотрит на
все с долготерпением и стремится помочь каждому, чтобы он ни натворил,
каким бы грешником ни был.
Я вижу, что некоторым свойственна
странная логика. Их благоговение - это хорошо, их расположение к добру -
это тоже хорошо, но необходимо еще духовное рассуждение и широта, чтобы
спутницей благоговения не стало узколобие, чтобы голова не стала такой
твердой и упрямой, что хоть кол на ней теши. Вся основа в том, чтобы
иметь духовное состояние, для того чтобы в человеке было духовное
рассуждение. Иначе он стоит на "букве закона", а "буква закона убивает".
Тот, у кого есть смирение, никогда не строит из себя учителя, он
выслушивает [другого], а когда спросят его мнение, говорит смиренно. Он
никогда не скажет "я", но "помысл говорит мне" и "отцы сказали". То есть
он говорит, как ученик. Тот, кто считает, что он способен исправлять
других, имеет много эгоизма.
- Геронда, когда кто-то, начиная
что-то делать, имеет доброе расположение, но [затем] уклоняется в
крайности, то значит ли это, что у него не хватает рассуждения?
-
В этом его действии есть эгоизм. И такой человек, не зная себя самого,
не понимает этого, потому и бросается в крайности. Часто некоторые
начинают с благоговения, и до чего только не доходят потом! Как,
например, иконобожники и иконоборцы. И одно крайность, и другое
крайность. Одни дошли до того, что скребли икону Христа и, для того
чтобы "улучшить" Божественное Причащение, сыпали эту пыль в Святую Чашу!
Другие жгли иконы, топтали их... Поэтому Церковь и была вынуждена
поместить иконы высоко, а когда раздор утих, она опустила их вниз, чтобы
мы поклонялись им и воздавали честь тем, кто на них изображен.