Главная » 2012»Май»10 » «День Победы сейчас - единственный праздник, который объединяет весь наш народ»
«День Победы сейчас - единственный праздник, который объединяет весь наш народ»
19:40
Православные священнослужители о Великой Отечественной войне и советском солдате …
В этом году исполнилось 67 лет со дня победы в Великой Отечественной
войне.
В последнее время заметно изменение отношения к войне. По телевидению
все чаще показывают фильмы, в которых утверждается, что бойцы Красной
армии не всегда вели себя лучшим образом по отношению к жителям
освобождаемых территорий. Так, например, официальным слоганом фильма «4
дня в мае», который собирались показывать 7 мая по НТВ, стало
утверждение «Иногда граница проходит не между "своими" и "чужими", а
между добром и злом», пишет Regions.Ru.
После многочисленных протестов НТВ отказалось показывать фильм, заменив
его картиной «В августе 44-го...». В самом фильме речь идет о том, как
группа советских солдат бок о бок с фашистами защищает приют для
немецких девочек-сирот от нападения большого отряда советских танкистов,
командиру которых захотелось женского общества.
Некоторые видят в таком освещении войны попытку достичь примирения и
согласия, другие – стремление фальсифицировать историю, нарочно
перепутать координаты добра и зла.
«Каким должно быть сейчас отношение к войне? Можно ли говорить о
примирении и не станет ли это примирением со злом? Коснулась ли война
вашей семьи?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на
Кулишках, заявил: «Трудно представить, чтобы война кого-то у нас не
коснулась.
Мой отец и воевал, и был в плену. Я помню, как бомбили наш эвакуационный
эшелон. Все было "как в кино". Мне тогда было пять лет.
Что касается фильма, то вопрос, конечно, не простой. По существу он
заключается в том, что важнее, мировоззрение или правда. Возможно ли
одно без другого? Очевидно, что их нельзя противопоставлять. Но здесь
огромную роль играет идеология».
По словам священника, «отвлеченно-идеологические подходы почти всегда в
решении нравственных и мировоззренческих проблем интерпретативны и
лишены однозначных и четких нравственных ориентиров». «Но чисто
патриотический подход предлагает как бы забыть о нравственной правде,
потому что понятно, что «свои» всегда правы. В то же время, и вместо
правды нам подчас предлагается некая интерпретация правды, а вместо
мировоззрения – скомканная идеология. Проблема очень сложная и решать ее
надо, видимо, на более высоком духовно-нравственном уровне», - заключил
о. Владислав.
Главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский
отметил, что попытка разрушить наше традиционное понимание Победы в
Великой Отечественной войне граничит с преступлением против нашего
народа.
«Понятно, что на любой большой войне присутствуют самые разные вещи.
Среди десятков миллионов участников войны были как герои и труженики,
так и подлецы и предатели. Вопрос ведь - какую общую картину и общее
впечатление мы создаем и у самих себя и у наших детей, у молодого
поколения, которое гораздо меньше знает об этой войне, особенно в
преддверии праздника.
В случае с этим фильмом у зрителя общее впечатление будет таким: наши
танкисты – лицо нашей армии, - вели себя недостойно. И просто
безобразие, что этот фильм снят за государственный счет, он оскорбляет
еще живых ветеранов, и тех, кто погиб на войне, или позже – от ран или
старости. Фактически это плевок в душу нашего народа, и ни о каком
примирении и согласии речи идти не может.
У меня один дед воевал, второй был в московском подполье - как известно,
в ожидании возможного захвата Москвы было сформировано подполье, и у
деда были документы с другой фамилией, где было фото с наклеенными
усами.
К сожалению, уже даже в моем поколении, не говоря о поколении моих
детей, тех, у кого прямые предки участвовали в войне, становится все
меньше: ведь те, кто погиб, не оставили потомков. Мне повезло, и все мои
дедушки и бабушки, которых коснулась война, выжили, но среди их братьев
и сестер мало кто остался в живых», - подчеркнул священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой
Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на
Хуторской в Москве, заявил, что «к Великой Отечественной войне следует
относиться как к героической части собственной истории, в которой многое
переплелось: как высокое и героическое, так и драматическое - трусость,
ненависть, местами и бездарность нашего командования».
«Что касается отношения к мирному населению со стороны нашей армии,
особенно в Германии, то, изучая эту тему, я столкнулся с версией, что
зверства, связанные с насилием мирного населения, были специально
инспирированы самим Сталиным и органами НКВД, чтобы вызвать бегство
местных жителей на Запад с части оккупированной нами территории. Потому
что когда происходит оккупация определенных областей, то потом же надо
заботиться об этом населении. И Сталину было проще инспирировать эти
жестокости, вызвать отток населения в зону ответственности наступающих
союзников», - полагает священник.
«Если почитать воспоминания наших ветеранов, то большинство говорят, что
они сами с проявлениями таких зверств не сталкивались: да, были
разгулы, пьяные дебоши, но воспоминания о явных зверствах и насилии со
стороны наших бойцов отсутствуют, а если и есть, то касаются только
определенных областей. Не исключено, что это были те самые районы,
население которых было неугодно Сталину», - высказал мнение отец Андрей.
Он отметил, что «ставить под сомнение подвиг нашего народа было бы
предательством по отношению и к истории, и к народу», но к Сталину
священник относится «без особого уважения».
«У меня есть погибшие на войне родственники: брат бабушки погиб совсем
молодым.
Мой отец лишился двух пальцев на правой руке – во время переправы через
Днепр после Сталинградской битвы его ранило осколком снаряда», -
заключил священник.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери
«Живоносный источник» в Царицыне, отметил, что, к сожалению, время
объективного взгляда на войну еще не пришло.
«Все 90-е годы нам вообще пытались внушить, что это вообще не победа, а
поражение. Сколько грязи было вылито на советского солдата только
потому, что он советский! А сколько было фальсификаций! Как будто в этой
войне были только грязь, кровь, подлость и обман. Такой взгляд якобы
противопоставлялся советской пропаганде. И о какой объективности можно
говорить сейчас? Эта ущербная тенденция 90-х на самом деле
продолжается», - продолжил он.
Священник также отметил, что ему очень понравился фильм «Сталинград»,
снятый немцами. «Вот в нем действительно есть стремление к примирению.
Но у нас подобных картин нет.
Все прекрасно понимают, что во всю историю войн солдаты на захваченных
территориях, выражаясь помягче, не всегда вели себя деликатно. Но
отрицательные акценты почему-то ставятся именно на наших.
О событиях, подобных тем, что показаны в фильме, я слышал. Но я не
считаю, что именно об этом нужно снимать фильмы: зрителю в данном случае
предлагается тенденциозный, а не объективно-отстраненный взгляд. И мне
кажется, что народом это будет воспринято болезненно. Никакого
примирения подобные фильмы не принесут, а только боль и несогласие», -
заключил отец Александр.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в
пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор
Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, заявил:
«Важно, насколько искренне, не декларативно только, современное
поколение переживает войну. У людей старшего поколения – и личный опыт, и
детские впечатления, и рассказы родителей. У них представление о войне и
более непосредственное и более живое. А у молодого поколения, которое о
войне знает только по книгам и фильмам, какое отношение? Начиная с
перестроечных лет, все сильнее проявляется тенденция так или иначе
дистанцироваться от реальной истории с помощью субъективных или
художественных интерпретаций с определенной идеологической нагрузкой.
При этом уходит реальная историческая память, передаваемая от поколения
поколению. Но без реальной связи с прошлым у нас не будет будущего.
Теряя память, человек перестает быть человеком. А память укоренена в
духовно-нравственном начале в вечности. Отсюда и внутреннее понимание
красоты и ответственности. Согласия нужно искать на этом уровне».
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря,
отметил, что на войне погибли его дедушка и дядя. «Тетя прошла всю
войну от начала до конца. Такая ситуация в России типична, как ни
страшно это звучит. Сложно найти человека, который бы не потерял
кого-либо из родственников на войне. Война коснулась нас всех.
Но отношение к войне действительно меняется. Сейчас поднимаются темы,
которые невозможно было представить в советское время. Действительно
среди наших солдат имели место случаи мародерства или недостойного
поведения. Но это всегда есть на войне. Безусловно, граница между добром
и злом не всегда проходит по политическим или идеологическим
убеждениям. Часто эта граница значительно тоньше.
Но когда мы эту тему поднимаем, отдельные факты не должны загораживать
самого главного – нашего патриотического отношения к этой войне.
Советские войска принесли Европе освобождение о фашистской чумы. И
отношение к населению самой Германии нельзя представлять как сплошные
грабежи и насилия: вспомним скульптуру советского солдата с немецкой
девочкой в Трептов парке.
Конечно, художники имеют право осмыслять и отрицательные моменты, но это
не должно загораживать главного – подвига нашего солдата. И на этом,
конечно, должен быть сделан главный акцент», - подчеркнул священник.
Иерей Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках,
подчеркнул, что «День Победы сейчас - единственный праздник, который
объединяет весь наш народ, людей разных национальностей, и верующих, и
неверующих». Когда закончилась война, напомнил священник, Илья Эренбург
сказал: «Спасибо русскому солдату». «И даже Сталин первый тост
провозгласил в честь великого русского народа. Его хотели поправить, что
в честь советского, но он подчеркнул, что именно в честь русского.
Это стоило бы помнить либералам, шельмующим и девальвирующим нашу победу
и поливающим грязью наших солдат, но забывающим, кому они обязаны
жизнью. Это люди без чести и совести. И этот гнусный фильм – лишнее
свидетельство их ненависти к русскому солдату. О фашистских зверствах
уже забыли. Это мы, оказывается, были плохими и безнравственными, и
подвига никакого не было», - отметил о. Александр.
По его словам, метод либералов в том заключается, чтобы из единичных
эпизодов выводить правило о поголовной безнравственности русских солдат и
командиров и бездарности командования. К сожалению, приложил к этому
руку и талантливый русский писатель Виктор Астафьев в романе «Прокляты и
убиты». Фронтовики не приняли эту книгу. Сейчас это шельмование
вступило уже в фазу беспредела.
«А ветеранов остается все меньше и меньше. И наша задача, задача детей
ветеранов – сохранить о них благодарную память и своим детям передать.
Память о войне – это святое. Если мы ее не сохраним, позволим исказить,
Господь нам этого не простит. И Родина не простит, и история не простит.
Понятно, для кого стараются наши либералы. Западным идеологам, которые
никогда не прекращали войну против России, выгодно изменение отношения к
войне, потому что если мы перестанем ценить победу и понимать ее
значимость, мы погибнем как народ. Умные люди есть и среди тех, кто
связывает себя с либеральными ценностями. Должны же они понимать, к чему
приведет обесценивание нашей победы. Поэтому мы должны отстаивать нашу
великую русскую победу. Вычеркнуть русский народ из истории не удастся!»
- восклицает о. Александр.
Священник Игорь Шумилов, настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское
Рузского р-на, отметил, что освещением и интерпретацией исторических
событий занимается историческая наука. «Поэтому наше отношение к этим
событиям во многом зависит от честности и объективности историков. Чем
больше в исторических исследованиях будет правды, тем лучше. Правда не
может раскалывать общество», - продолжил он.
Увы, отметил священник, хорошо известно, наша история неоднократно
переписывалась «на заказ» в зависимости от идеологической и политической
конъюнктуры. И сейчас, например, навязывается мнение, что в войне
победили американцы, а русские, получается, «сбоку стояли».
«В художественном произведении исторические события служат для создания
художественного образа, который может быть более или менее правдивым и
убедительным. Материал для создания художественного образа художник
выбирает сам или выполняя "социальный заказ". Но художественный образ
обладает силой эмоционального воздействия и обобщения. Поэтому какой-то
единичный, исключительный случай в художественном преломлении может
восприниматься как типичный. О том, кто хороший, а кто плохой, будут
судить не по конкретной ситуации, а "вообще". Такой образ может принести
боль очевидцам и участникам войны и ввести в заблуждение тех, кто о
войне судит только по фильмам.
Тема войны для нашего народа – очень трепетная тема. Для нас это
священная освободительная война. Поэтому художник должен, конечно,
осознавать, какая ответственность на него ложится, когда он берется за
такие сюжеты», - заключил отец Игорь.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех
скорбящих Радость» на Калитниках, подчеркнул, что «военная тема вообще
имеет особую нравственную остроту, а тем более, если речь идет о самой
страшной и одновременно самой героической войне в нашей истории».
«Снимать военные фильмы с особой, острой постановкой нравственных
проблем и можно и даже необходимо. Вспомним, например, "Проверку на
дорогах" Германа или "Свои" Месхиева. В случае с фильмом "Четыре дня в
мае" об этом говорить не приходится, - просто потому, что сюжет фильма
построен на полностью вымышленном автором событии, то есть в фильме
отсутствует реальная историческая правда. А ставить серьезные
нравственные проблемы, опираясь на вымысел, на ложь, строго говоря,
просто недопустимо», - заключил священник. Источник: Русская народная линия.