Главная » 2011»Октябрь»26 » О творчестве инока Всеволода (Филипьева). Ольга ГОРДОНОВА
О творчестве инока Всеволода (Филипьева). Ольга ГОРДОНОВА
23:01
На
страницах его книг бурлят поистине шекспировские страсти, а полем битвы
добра и зла являются сердца людей - таких же, как мы с вами, и в то же
время особенных. Особенных тем, что однажды в их сердце постучался
Христос. Сегодня мы беседуем с иноком Всеволодом (Филипьевым) -
богословом, поэтом и писателем. Отцу Всеволоду удалось в своем
творчестве не только заглянуть в глубины человеческой души, но и
разглядеть духовным оком в каждом, даже самом падшем, человеке подобие
Божие. Его произведения носят печать духовного прозрения, оставаясь при
этом современными по форме и таинственными по содержанию.
- Отец Всеволод, вы долгое время жили в Америке. Расскажите, когда вы приехали на другой континент и почему? - Я родился в 1969 г. в Москве. Наше поколение приняло на свои
плечи перестройку, и судьба у каждого сложилась по-особому. С раннего
детства я был неравнодушен ко всему происходящему в мире, а с 14 лет уже
активно участвовал во всевозможных движениях, связанных с поиском
ответа на вечные вопросы. И в какой-то момент Господь привел меня к
Православию. Я встретился с очень интересным, теперь уже легендарным
человеком - о. Федором Соколовым - настоятелем только что возрожденного
тогда Московского Храма Спаса Преображения в Тушине. Батюшке удалось
собрать при храме молодежную общину, многие члены которой стали
впоследствии священниками, матушками и монахами. Это, можно сказать, был
первый духовный толчок. После определенных событий в моей жизни, среди
которых немаловажную роль сыграло Таинство исповеди, юношей я отправился
на Валаам. На святом скалистом острове меня встретили человек десять
братии и несколько трудников Валаамского м-ря, незадолго до этого
открытого для посещений. На Валааме моим духовником стал иеросхимонах
Рафаил (Берестов).
В то время я живо интересовался русским церковным зарубежьем. Для
меня и моего поколения знаковыми личностями были такие подвижники ХХ
века, как святитель Шанхайский и Сан-францисский Иоанн (Максимович) и
иеромонах Серафим (Роуз). Тянуло узнать, как живет, чем дышит Святая
Русь, унесенная за рубеж волной церковной эмиграции, хотелось впитать
сокровища, которые там сохранились.
На выбор моего дальнейшего жизненного пути во многом повлияло
знакомство и с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном
(Снычевым). Митрополиту, который сам был поэтом, я показывал свои первые
опыты православного стихосложения.
И вот, после трех лет пребывания на Валааме, моя мечта сбылась.
Сначала я отправился в Сан-Франциско поклониться святителю Иоанну
(Максимовичу), затем помолился в монастыре Серафима (Роуза) в Платине. В
Сан-Франциско жил тогда мудрый пастырь - архиепископ Антоний,
пострижник митрополита Антония (Храповицкого). Владыка Антоний
благословил меня поехать в Джорданвилль к его духовному другу юности,
архиепископу Сиракузскому и Троицкому Лавру, ставшему впоследствии
Первоиерархом РПЦЗ.
Архиепископ Лавр принял меня с большой любовью, а когда я окончил
семинарию, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр
благословил меня преподавать в семинарии курс патрологии, плодом
которого стала книга « Путь Святых Отцов» под редакцией
Высокопреосвященного владыки, который более 30 лет сам вел этот предмет.
Также я преподавал гомилетику. Любимым послушанием митрополита была
типография, поскольку миссионерской цели Джорданвилльского братства
служила издательская деятельность. С первого дня в Джорданвилле я
трудился в печатне прп. Иова Почаевского. Мы издавали на русском языке
журналы «Православная Русь», «Православный Путь», «Церковная Жизнь» и
многочисленные книги. Я занимался редакторской работой, которая многому
меня научила на поприще литературной деятельности.
- В моем представлении Америка для русского православного
человека - это другая планета. Тяжело ли вам было жить на этой планете,
среди людей с совершенно другим менталитетом? - Эмиграция - это как льдина, на которую ты встаешь, она
отрывается и дрейфует. С одной стороны, это имеет свои плюсы, т. к.
язык, обороты речи замирают в первозданном виде. Эмигранты, например, не
признают широко употребляемое у нас слово «нормально», говорят не
«самолет», а «аэроплан». Сохраняются особые традиции и в духовной жизни.
С другой же стороны, любое живое развитие возможно только в контакте со
своим народом, со своей страной, что стало возможным после соединения
двух частей русского Православия. Англoязычнaя неправославная среда,
которая окружала нас там, оставалась чуждой. До сих пор в сознании
некоторых американцев сохраняются стереотипы времен «холодной войны»,
когда у многих было представление, что русские - все без исключения
коммунисты. Однако монастырь жил, а люди вокруг видели добрые дела и
начинали понимать, что монах - не просто человек в черной одежде, а
прежде всего христианин.
На протяжении 13 лет я жил в Джорданвилле почти безвыездно, так
как не было возможности отлучаться от послушаний. Все это время я не
терял связи со своими духовными истоками. Мне всегда хотелось бывать в
России чаще, и я говорил об этом митрополиту Лавру. Высокопреосвященный
отвечал, что когда будет отходить от дел, то благословит меня нести
послушание в России. Так по его слову и получилось. И когда в День
Торжества Православия (16 марта 2008 г.) он скоропостижно скончался,
Господь через это показал, что митрополит Лавр и есть это Торжество
Православия и пример для всех нас.
Я рад, что еще застал «белых» эмигрантов, белогвардейцев,
носителей дореволюционной духовной традиции. Свое служение я видел в
том, чтобы через свои книги нести эту традицию в Россию. До
восстановления единства РПЦ трудности заключались в том, что книги,
изданные по благословению зарубежных архиереев, не могли поступать в
свободную продажу в церковных лавках. Теперь ситуация изменилась: книги
мои свободно издают и продают.
- В своих произведениях вы утверждаете, что инок - это человек
не такой, как все, остающийся в стороне от мирской суеты и готовый в
любой момент дать бой миру, если чаша весов склонится в сторону зла. Как
согласуется с этим ваша широкая вовлеченность в общественную жизнь, то,
что вы пишете книги, ведете интернет-журнал, отвечаете даже на письма
сатанистов? - Иночество - это то, к чему всех нас призывает Господь, это те
обеты, которые мы даем в Крещении. В этом смысле иночество относится ко
всем, в том числе и к мирянам. Это дух Христов, к которому мы стремимся,
дух жизни «не от мира сего", дух евангельского детства сердца. Как нам
не растворяться в мирской суете, не обмирщаться - актуальная тема не
только для иноков, но и для всех христиан. Полностью это, конечно,
невозможно, но нам даровано покаяние, благодаря которому можно снова и
снова вставать на путь преображения, Христова служения. Действенной
поддержкой для меня всегда были беседы с духовником и с такими духовными
авторитетами, как митрополит Лавр и его воспитанник по духу -
митрополит Иларион. Таинственно преображает и очищает сердце также
Иисусова молитва.
- Являются ли судьбы героев ваших произведений частью вашего собственного жизненного опыта? - Литературный герой - это собирательный образ, который вбирает в
себя переплетение нескольких судеб. Частично в этом образе отображается
и мой личный опыт, моя жизнь. После выхода книги «Начальник Тишины»
люди говорили:«Вы описали мою жизнь». Как это происходит - остается
только догадываться. Вполне возможно, что литературно угадан герой
эпохи, который имеет отображение в жизни разных людей. Но бывают просто
удивительные совпадения. Был и такой случай, связанный опять же с
«Начальником Тишины». Один молодой человек собирался со своим другом
прыгать с парашютом, но, прочитав книгу, он отказался в тот раз от
прыжка. Его друг тогда погиб...
- Свою книгу «Начальник Tишины» вы озаглавили как
«повесть-притчу для тех, кто потерял надежду», и, действительно, примеры
того, как отчаянные злодеи встают на путь праведности, укрепляют. Во
второй книге «Ангелы приходят всегда» вы обращаетесь к тем, кто обрел
надежду, хотя описанные в ней многочисленные случаи отхода от веры не
обнадеживают. Не боитесь, что, прочитав ее, читатель может стать
нигилистом или, в худшем случае, атеистом? - Эти книги имеют противоположные сверхзадачи. «Начальник Тишины»
повествует о том, как совершается Божье откровение человеческому
сердцу, как человек встречает Бога. К сожалению, нам не дано, единожды
встретив Бога, исповедовавшись, причастившись, так на этой волне всю
жизнь и оставаться. Бог хочет, чтобы мы дальше духовно
совершенствовались. Здесь уже начинается период личной борьбы и личного
проявления воли человека. Православным приходится сталкиваться с
множеством вопросов, и задача современных духовных вождей (архиереев,
старцев) - указывать нам этот путь и, насколько это возможно, в
миссионерской форме - тем, кому Господь дал трудиться на словесном
поприще.
Книга «Ангелы приходят всегда» ставит вопрос, почему человек
теряет веру. Просто отгородиться от этого значило бы спрятать голову в
песок. А ведь это факты не одной человеческой жизни, а целых поколений, в
том числе, России. Как могло так случиться, что народ-богоносец
становится народом-богоборцем? Как возможно то, что храм Христа
Спасителя, по копейке строимый на пожертвования людей, вдруг в одночасье
рушится до основания? Какие тайны здесь действуют, и почему Господь
приходит через затворенные двери, но порой и уходит от нас также? Все
эти вопросы призывают читателя задуматься, можно ли это предугадать,
избежать, и что делать, если такая беда произошла.
Я сам был очевидцем случая, который в несколько измененном виде
описан в книге, когда дьякон Православной Церкви, прослужив многие годы,
вдруг, стоя на службе, принимает помысел врага, как свою собственную
мысль: «А почему, собственно, я здесь стою? Ведь я не верю в Бога». И
вот он отходит от Бога, от Церкви.
Многие люди рассказывали мне о происходивших в их семьях в
советское время случаях отречения. Понятно, что все это скрывалось,
многие и до сих пор не знают историю своих семей. Мне захотелось
обсудить это в книге «Ангелы приходят всегда». Поэтому две книги имеют
разную читательскую аудиторию. «Начальник Тишины», к примеру, стала
любимой катехизаторской книгой в тюрьмах, в армии, в местах, где людям
необходим глоток свежего воздуха, толчок, чтобы прийти к Богу. «Ангелы
приходят всегда» - это уже, по слову апостола Павла, более жесткая пища.
Книга обращена больше к православному читателю, который прошел свой
путь в жизни Церкви, и у него уже возникли схожие вопросы, и он готов
честно о них поразмыслить.
- Могли бы вы привести реальный пример того, как благодаря
вашей книге произошло чудо обращения? Когда, например, вчерашний сектант
стал православным? - В книге «Ангелы приходят всегда» приведена реальная переписка с
сатанистами, когда они ищут путь к Богу. Ответы наводят их на
размышления, в них начинается какое-то преображение. Бывало, что через
книгу «Начальник Тишины» Господь спасал от гибели широко известных в
неблагополучных кругах людей, ходящих буквально по краю бездны.
Многие уже прочли эти книги, и случается, что люди не все
принимают, не со всем согласны. Например, у некоторых читателей сомнения
вызвала судьба главной героини «Начальника Тишины» - Василисы. Меня
критиковали, что я идеализировал этот образ, что в реальности невозможно
так просто и окончательно порвать с блудной жизнью, вырваться из сетей
проституции. Подтверждает эту точку зрения поведение героини моей второй
книги «Ангелы приходят всегда» - Анжелы, которая, уже встав на путь
исправления, все-таки не выдерживает и принимается за старое. Однако
такие люди, как Василиса, безусловно, есть. Они одарены такой чистотой,
взять хотя бы героиню «Преступления и наказания» Сонечку Мармеладову,
что грязь, их окружающая, к ним не пристает. Это, конечно же, дар Божий.
- Ваши книги обращены к широкому кругу читателей, в том числе и к молодежи. Что вы хотели бы пожелать современным молодым людям? - Все мои основные пожелания высказаны в книгах и стихах. Если их
суммировать, можно пожелать нам всем смелости, отваги и дерзновения в
Боге, святого горения, которым пылали все апостолы Христовы, возжегшись
от светильника Господнего. Очень хочется, чтобы Православие не
превращалось в обыденность, в повседневность, в мертвую традицию,
сохраняющую только форму, но утратившую соль. Еще я желаю всем нам не
терять надежду на прощение и просить у Бога сердечного покаяния и
настоящей любви.
Беседовала Ольга ГОРДОНОВА
Книги инока Всеволода (Филипьева), записи песен на его стихи
(СД), фильмы (DVD) заказывать по адресу: Россия, 125480, Москва, а/я 92. E-mail: books-inok@yandex.ru
Тел. (495) 949-77-65.