«Я надеюсь, что я реалист. На самом деле, то, что происходит
активизация антицерковной деятельности, - это показатель служения
Церкви. Ведь совсем недавно Церковь не обсуждалась ни в каких
сообществах, она не была никому интересна. Ну, восстанавливает, строит
храмы - пусть строит, был один музей на территории района в виде храма -
теперь их будет два-три или пять, принципиально это ни для кого не было
открытием и никого не пугало. Что касается последних заявлений, я
думаю, они вызваны тем, что Церковь начинает для кого-то представлять
угрозу - ведь за счет народа, не имеющего никаких устоев, никаких
нравственных ориентиров, намного проще зарабатывать. Здесь все, к
сожалению, держится на корыстных целях. А когда люди становятся
верующими, когда у них есть четкие ориентиры в жизни, когда они
перестают быть хаотичным сообществом, а начинают представлять собой
нечто единое, с определенной целью своего существования, - конечно, ими
уже невозможно манипулировать, с ними уже нужно вести диалог как с
равными», - заявил в эфире телеканала «Союз» и радиостанции
«Воскресение» епископ Каменский и Алапаевский Серафим, отвечая на вопрос
корреспондента, как следует реагировать на участившиеся факты
проявления воинствующего безбожия, например, кощунственных выступлений в
телеэфире Александра Невзорова, пишет Православная газета (Екатеринбургская епархия).
Как
отметил епископ, «Церковь ведет свою деятельность с людьми независимо
от того, занимают ли они высокие посты в том или ином государстве или
являются людьми, находящимся, что называется, вне социума, - на равных».
«Священник должен обращаться равно к каждому, как к брату. Видимо, не
все могут построить работу с людьми на равных, как с партнерами, поэтому
голос Церкви, проповедь Церкви их начинает пугать, и отсюда эти
заявления. Но я думаю, что все равно есть процесс, который мы можем,
смело называть вторым Крещением Руси, который уже и не первое
десятилетие идет с нарастанием, - сейчас уже стоит вопрос не только
внешнего восстановления храмов, а, в первую очередь, чтобы уровень
духовной жизни у нас, православных христиан начала XXI века, как можно
больше приблизился к Евангельским стандартам. Перед всеми стоит эта
задача, - она и стояла всегда, с Нагорной проповеди Спасителя. И мы
должны этому следовать», - продолжил владыка.
«В обществе идут
эти процессы. Конечно, это не значит, что кто-то не будет кричать,
бросать камни в Церковь, скорей, даже наоборот: чем более активной и
миссионерской становится Церковь, тем более, громкими могут быть эти
голоса, и последние события подтверждают сказанное мной. Но я думаю, что
здесь бояться нечего, у каждого человека есть свой выбор; конечно,
никто никого не заставляет идти в монастырь, творить монашеское правило и
делать поклоны. Это выбор одних людей. Выбор других - служение на
приходах в качестве священников или их помощников. Выбор третьих - в той
или иной мере пытаться быть православными христианами по духу, а не
просто формально. Так что весь этот процесс воцерковления идет, и, не
нарушая свободу других, мы все-таки должны помнить, что человек
становится действительно свободным только тогда, когда он становится
свободным от греха. И поэтому Церковь так активно говорит сейчас, что мы
должны делать совместно, не только священнослужители, но и в целом все
люди, которые относят себя к православным христианам», - добавил
архиерей.
По его словам, «голос Церкви обращен в первую очередь к
ее чадам, - это тоже нужно помнить». «Проповедь Церкви ведется, если
говорить о России, да и о многих других государствах бывшего Советского
Союза, там, где большинство населения православные люди, формально хотя
бы, но православные. Значит, здесь мы не нарушаем ничьей свободы. Если
человек по факту Крещения как-то связал себя с Православной Церковью,
значит, мы имеем полное право обращаться к нему и говорить ему о тех
Евангельских истинах, которым жизнь этого человека должна
соответствовать», - заключил епископ Каменский и Алапаевский Серафим.