7 февраля - Собор новомучеников и исповедников Российских
Когда-то, еще совсем недавно — некоторые из нас,
наверное, помнят об этом — достать двухтомник протоиерея Михаила
Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было труднее, чем
Евангелие и молитвослов. И опаснее. А теперь в море церковной
литературы самое большое место, наверное, занимают книги, посвящённые
этой теме. К безчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000
году мучеников каждый год прибавляются всё новые имена. И ещё больше
среди них — безвестных, имена которых не смогут вместить никакие
календари.
В 1917 году, накануне великой бури, в России было
триста тысяч священниках. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС
АЯковлев говорил о двухстах тысячах расстрелянных священниках и
миллионах верующих (в сонме новых мучеников и исповедников Российских
из них поимённо прославлены пока только 1200). Как поется в тропаре:
«Новомученицы и исповедницы безчисленнии: святителие, царственнии
страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети,
добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть
для нас каждая подробность, связанная с их подвигом!
Многие читают повествования об этих огненных
испытаниях Церкви как беллетристику. Потому что мы не готовы к худшему.
Но битва Бога с диаволом в человеческих сердцах вступает в завершающую
фазу. Чтобы противостоять сегодняшнему сатанизму, требуется не меньшее
мужество, чем во времена древних и новых мучеников. Если мы не
участвуем в этой войне сейчас, где возьмём силу участвовать потом,
когда будут сброшены все маски?
Ещё нет открытых гонений на Церковь, как в
20—30-е годы, но духовная атмосфера в обществе не лучше, как, может
быть, кому-то кажется. Сказать, что то же неверие, что и в годы так
называемого «застоя», тот же дух мiра сего господствует в умах и
сердцах большинства людей, и особенно молодёжи, практически во всех
учебных заведениях и СМИ, было бы несправедливо. Такого торжества духа
растления и насилия не было никогда. Согласно прошлогодним официальным
данным, число официально зарегистрированных убийств в нашей стране,
причём без учёта пропавших без вести и тех, кто умер от ран, в три раза
больше, чем в США и в десять раз больше, чем в любой европейской
стране. По числу самоубийств (из них среди детей ежегодно — десятки
тысяч) Россия прочно занимает первое место в мiре.
Это значит, что наша страна находится в состоянии
небывалой в истории войны. Миллионы людей гибнут от алкоголизма и
повального пьянства. При этом идёт непрестанное смертельное облучение
душ человеческих, детей такими телеканалами, как «2X2», где
«супергерой» непременно педофил, некрофил, зоофил, педераст, садист и
бисексуал. А какое место среди этого занимает религия, Церковь? Религия
внешне свободна, но она, по замыслу наших врагов, должна стать частным
делом, которое не волнует общество в целом и рассматривается новым
поколением как то, что не имеет особенной силы и значения в их жизни.
Имя Христово можно свободно произносить, но, в отличие от
коммунистических лет, оно (как на Западе) ассоциируется у слишком
многих с религией мёртвой обрядности. Или, в лучшем случае, как способ
личного выживания среди общей катастрофы. А далее, когда подлинного
сопротивления злу не будет, можно дать Церкви открытый бой. Придёт
время, когда исполнится слово Христово, которое мы слышим в Евангелии
праздника: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое». И большинство, если не
все, станут воспринимать христиан как опасных преступников, истребление
которых должно быть благом для государства и общества. Это будет хуже
смерти самой. Но как такое может быть, чтобы все ненавидели христиан?
Это может быть тогда, когда грех действительно утвердится в мiре как
норма. И для людей будет непереносим свет Евангелия, потому что он
будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие покаяние,
ненавидят Христа, Искупителя мiра, а также тех, кто Христовы, — ради
Него.
Мы должны понять, что история мiра, история
Церкви, жизнь христианских общин и наша личная судьба не может быть
исполнена благополучия и покоя. И потому это нормально, что наша вера
подвергается испытаниям. От этого, если мы действительно ищем прежде
всего Христа, она только обретает крепость. Вокруг нас рыщут бесы. И
силы зла берут всё большую власть над мiром. Что делать? Как устоять в
верности Господу, когда времена становятся особенно тяжкими?
Евангелие праздника даёт нам на это вопрошание
три ответа. Во-первых, Христос призывает нас быть мужественными, даже
если удары, которые наносят нам наши враги, кажутся непереносимыми.
Пусть всё безнадёжно плохо — это не значит, что нужно покидать поле
боя. Трудности и скорби — составная часть нашей веры. Они — испытание
её, они даются, чтобы утвердить нас во всецелом уповании на Господа.
Они могут стать пасхальным путём, приближающим нас ко Христу. И мы
можем пройти с Ним от скорбей к радости, от мрака к свету, от ран к
исцелению, от смерти к жизни. И Господь говорит нам удивительные слова
об этих испытаниях. Когда подступает гроза и уже начинает греметь за
окном — что нам делать? Закрыться в доме, ждать, когда гроза пройдёт, и
не высовываться наружу? Господь предлагает другое. Он предлагает стать
лицом к лицу с беснующимся мiром и свидетельствовать об истине. «Будет
же это вам для свидетельства». Свидетельствовать — это не только
возвышать голос против лжи и нечестия. Это также, и прежде всего, —
распространять вокруг себя любовь, мир, радость — тот отсвет новой
жизни, которой мы приобщились по дару Креста Христова.
И, наконец, мы не должны забывать, что Господь
всегда рядом с нами. Свидетельство требует многого от нас, и мы можем
устрашиться его. Мы можем думать, что бывают обстоятельства, когда
невозможно свидетельствовать о Христе, потому что это превосходит наши
силы. Именно тогда мы должны вспомнить слово Господне: «Положите себе
на сердце не заботиться о вашей защите». Господь Сам даст нам уста и
премудрость, которой не возмогут противостоять все противящиеся нам.
Бог не оставляет нас в наших испытаниях. Его Дух живёт в нас. Христос —
всегдашний Спутник на всех наших путях. Потому свидетельство возможно.
Возможно идти до конца, каким бы яростным ни был сбивающий с ног
встречный ветер.
Не забудем никогда: мы на пути к полноте жизни, и
Бог даёт нам силы претерпеть до конца. Вот тайна мученичества и
исповедничества, тайна всех скорбей и испытаний, через которые проходит
каждый христианин и вся Церковь от I века до XXI-го. Её можно
определить словами, принятыми апостолом Павлом от Бога: «Довлеет ти
благодать Моя». Эта благодать сильнее, чем скорбные обстоятельства,
вражда мiра и гонения. Весь вопрос только в том, как стяжать нам эту
благодать, какою верностью Христу и Церкви Его во всём, чтобы
чувствовать себя победителями среди самых страшных поражений. И в пещи
огненных испытаний ощущать веяние вечной Пасхи. Смысл и цель
христианской жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, — только
в этом. Апостол Павел называет наши страдания Христовыми, потому что
Сам Господь участвует в них и укрепляет нас в нашей немощи. И если мы
участвуем в Его страданиях, мы будем также участниками Его славы. Не
страдания сами, а то, ради чего они претерпеваются, делают христианина
исповедником и мучеником.
Будем молиться, чтобы нам всегда быть едиными с
Господом и с нашими святыми мучениками и исповедниками, а не с теми,
для кого, как сказал один проповедник, сытость важнее, чем святость,
кто готов пойти на согласие с врагами Христовыми «страха ради
иудейска». В мiре торжествующего нечестия замышляющие зло бывают часто
более сплочёнными, чем ищущие добро. Но во времена испытаний и гонений
подлинные христиане должны быть как никогда близкими и единомысленными,
любящими друг друга. К этому единству и любви призываемся мы сейчас.
Прежде наступления приближающейся ночи всемiрной религии антихриста,
говорят святые отцы, ещё раз новые мученики и исповедники просияют
неземной красотой. Они — впереди шествия Церкви в Царство Небесное. Да
будет дано нам их предстательством принадлежать этой Церкви! «Да
утверждается же Церковь Русская кровьми и страдании вашими», — молимся
мы новым мученикам, восходя ко Господу вслед им.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ
http://russdom.ru/node/2558
|