Горе миру от
соблазнов, ибо надобно придти соблазнам;
но горе тому человеку, через которого соблазн
приходит.
(Мф. 18:7)
О своих впечатлениях от поездки на XVIII Международные
Рождественские чтения рассказывает руководитель
миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии
протоиерей Евгений Соколов:
Рождественские чтения традиционно
начались с Божественной литургии в Храме Христа
Спасителя. В этот раз служба пришлась на неделю о
мытаре и фарисее. Вечная для человека евангельская тема
– подлинного покаяния перед своим Творцом.
Святейшей Патриарх Кирилл в своей
проповеди указал на особую ответственность всех
участников чтений в деле созидания Тела Христова и
определил основную задачу – направить наш народ
не по пути фарисея, а по пути мытаря. Но чтобы
разбудить русских людей ото сна неверия, каждый из
служителей Церкви должен сам последовать его примеру
– пройти путем самоуничижения и мужественного
суда над собой.
Открывая чтения, Патриарх в очередной раз напомнил, что мы
живем в эпоху, когда понятия добра и зла смешались,
ут
... Читать дальше »
Среди наших читателей, конечно же, нет
таких, кто бы не слышал, не знал бы ничего о масленице,
особой седмице, именуемой иначе сырной, из-за
церковного запрета на вкушение мясного.
Последний раз верные церковному
уставу христиане вкушают мясную пищу в
воскресный день, когда на Божественной
литургии читается притча о Страшном Суде (Мф. 25,
31—46). Этот обычай называется
«заговеньем на мясо». Все
последующие дни, вплоть до Прощёного
воскресенья (не исключая среды и пятницы), мы едим
молочное и рыбное, мало-помалу приуготовляя себя к
подвигу сорокадневного поста…
Не будем сегодня долго рассуждать и вспоминать, как
церковные писатели предшествующих столетий
ополчались на неумеренность в проводах зимы и
обличали языческие излишества наших предков,
ещё не вполне проникшихся духом христианского
благочестия. Не будем осуждать и тех, кто ныне, празднуя
масленицу, участвует в шумных дружеских
застольях, оценивая по достоинству особенности
русской кухни. В конце концов, в наш
прагматичный, бездушный век не грешно воздать
должное исконным качествам русского народа:
хлебосольству, щедрости, гостеприимству.
Пусть теплеют сердца, светлеет домашняя
атмосфер
... Читать дальше »
Как православному относиться к занятиям спортом? Может
ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую
опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в
преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику
Сергию Поперечному, настоятелю храма Святого пророка
Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области,
мастеру спорта международного класса по греко-римской
борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка
мира.
На вопрос о том, как православный
христианин должен относиться к спорту, я не готов
однозначно ответить: «вот именно так и никак
иначе». Здесь очень много «но».
Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что
в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо
полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт
— просто спасение. С другой стороны, спорт
неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие,
самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно
же, христианину не должно принимать это. Господь
заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от
Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29).
Кротость и смирение противопоставляются в спорте
необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И
если говорить о детском спорте, то совершенно очеви
... Читать дальше »
В четверг сырной недели празднуется память преподобного Шио Мгвимского [1]. Его житие составил Арсений Сапарели [2], и оно представляет для нас удивительное назидание о действии благодати Божией в монашеском подвиге.
Преподобный Шио Мгвимский [3] родился в конце V века в Антиохии в Сирии [4],
в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны.
Родители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе
Божием, в любви к Богу и людям, в усердии к церковным службам и
изучении слова Божия. Вместе с ним они читали Писание. К 16 годам Шио
прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви.
Многие тексты он зна
... Читать дальше »
Беседа с архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом)
–
Ваше высокопреосвященство, на
последних Рождественских чтениях вы
выступали на секции, работа которой была
посвящена воскресным школам. На ваш
взгляд, чем должен отличаться предмет
«Основы православной
культуры», преподаваемый в обычной
школе, от предмета «Закон Божий», который
преподается в школах воскресных, при
храмах?
– Мне кажется, что курс «Основы
православной культуры» по
преимуществу должен касаться более общих тем, чем
предмет «Закон Божий». «Закон Божий»,
как мы его преподаем в воскресных школах, это
предмет, который все-таки связан с
духовным руководством молодежи со
стороны преимущественно священника или же
мирянина, который твердо строит жизнь свою на
учении Церкви, таинствах и т.д. А
«Основы православной
культуры» охватывают более широкую
область и не должны касаться чисто духовных
вопросов и, таким образом, могут
преподаваться учителями, которые не обязательно
настолько тесно связаны с церковной жизнью.
Конечно, хотелось бы, чтобы они также стояли крепко
в духовной традиции нашей Цер
... Читать дальше »
Соборная гора – «место молитвы, знания
и культуры»
Величаво возвышающаяся над
древним Фрайзингом Соборная гора (Domberg)
вместе с ансамблем ее старинных храмов и
исторических зданий, воздвигнутых после
разрушительного пожара 1159 года на месте монастырских
построек VIII столетия, издавна является
притягивающим магнитом для прибывающих в
Баварию паломников. Среди местных жителей
этого небольшого городка с населением около 50 тысяч
человек, расположенного в 30 километрах
северо-восточнее Мюнхена, давно бытует
такое мнение: «Кто не видел Фрайзинга, тот не
имеет представления о старой Баварии».
Православного же паломника интересует
в этом городе, прежде всего, Соборная гора с
ее уникальными христианскими святынями, хранящимися
в крипте кафедрального собора и в залах
Епархиального музея христианского искусства.
Соборная
гора всегда являлась для
баварцев общепризнанным «местом
молитвы, знания и культуры»: на ее
вершине располагались устроенные еще в
VIII веке школа и библиотека, а в
старинных документах она именовалась «Mons
doctus» – «Гора
учености»... Читать дальше »