Как православному относиться к занятиям спортом? Может
ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую
опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в
преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику
Сергию Поперечному, настоятелю храма Святого пророка
Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области,
мастеру спорта международного класса по греко-римской
борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка
мира.
На вопрос о том, как православный
христианин должен относиться к спорту, я не готов
однозначно ответить: «вот именно так и никак
иначе». Здесь очень много «но».
Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что
в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо
полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт
— просто спасение. С другой стороны, спорт
неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие,
самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно
же, христианину не должно принимать это. Господь
заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от
Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29).
Кротость и смирение противопоставляются в спорте
необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И
если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно,
что нельзя упустить тот момент, когда занятия для
здоровья становятся чрезмерными и превращаются в
греховную страсть.
Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный
христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот
человек — профессионал, а спорт для него является
работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же,
в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.
Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует
намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред,
который спорт может нанести здоровью.
Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе
физических и психических возможностей. Ради результата они
готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие
здоровье.
Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно
свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел,
победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не
спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.
Это и отношение к славе. Если для человека спорт —
смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего,
противопоказан. Другое дело, если человек остается
нормальным, если спорт не отбирает без остатка и
физические, и духовные силы. А ведь от последних двух
составляющих зависит результат — как говорится, в
здоровом теле здоровый дух.
Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена
должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома.
Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела
перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина
это действительно опасно! Ведь тело должно служить
бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела
должно быть поставлено во главу угла, а состояние души.
Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь
его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет.
В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются
страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается
направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и
совершаются непоправимые ошибки.
Существует мнение, что главный грех спортсменов —
тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается
Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной
России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним,
в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно
скромным человеком. А ведь он — личность
легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные
титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением
относится к любому, даже самому молодому члену команды! И
никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.
Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я
все-таки вижу в том, что он способен усугубить
человеческие пороки и страсти. Если человек по своему
характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти
болезни души очень быстро и качественно разовьются.
Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный
христианин заниматься спортом, звучит и острее и
проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне
позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор
6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не
опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил
требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она
перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный
грех… Так же и спорт способен стать страстью,
иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому
занятия спортом или профессиональный спорт нужно
оставлять, если это губит душу.
Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в
Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если
совестлив, то он способен контролировать себя,
регулировать сложные моменты своей профессиональной
карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно
минимизировать отрицательные явления в спорте.
Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт
приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом
себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет
людей.
Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались,
отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт
должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или
поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется
ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.
http://www.pravoslavie.ru/smi/1776.htm |