Высказать свое мнение о Новом годе – самом
неоднозначном, но все же горячо любимом народом празднике
– мы попросили нескольких известных православных
пастырей и мирян.
Николай
Бурляев, президент Международного форума
«Золотой витязь», народный артист России:
– Принято считать, что весело встретить Новый год
– это наша русская традиция. Но если уж говорить о
национальных обычаях, то они точно не предусматривают
пьянки во время поста. Русская традиция – это
готовить свою душу к Рождеству в этот период.
Я сам со своей семьей встречаю Новый год обычно в тишине,
за чаем – так как если смотреть передачи, которые
нам в течение двух недель выходных показывают по
телевизору, то, точно, мира в душе не найти, да и
праздника как такового не почувствуешь. С каждым годом
новогодний эфир становится все более пошлым и примитивным
по своему содержанию, и в этом году будет все то же самое
– поэтому я никому не рекомендую провести праздники
за телевизором. Многие с ностальгией вспоминают советские
«Голубые огоньки», но и они, поверьте мне, не
были образцом хорошего вкуса.
И еще более опасно то, что все шуточки сопровождаются
звоном бокалов – по телевизору постоянно показывают,
как пьют. Это романтизирует пьянство – этакая
пропаганда красивого вырождения нации. И это все делается
в стране, где 90 процентов пьющих, и 80 процентов из них
находятся в стадии алкогольной зависимости!
Кстати, считается, что огромная предновогодняя
коммерческая кампания, в том числе большие объемы продажи
алкоголя, очень выгодны экономике. Однако беды от этого
богатства больше, чем пользы. По статистике, у нас около 2
триллионов рублей в год экономических потерь от
алкоголизма. И дети в результате уже пьют не с 16 лет, как
всего несколько лет назад, а с 12 лет; в 9 лет пробует
алкоголь 80 процентов… Так что через десять лет
некому будет и развивать эту экономику.
Двухнедельный запой происходит в дни поста – это
очень показательный факт из жизни нашего общества. Тогда,
когда нужно поститься, молиться, задуматься о собственных
грехах, люди находятся в алкогольном анабиозе.
И так происходит уже четверть века – с тех пор, как
объявили перестройку. Я вспоминаю фразу, которую в те годы
услышал по радио: «Цель перестройки в том, чтобы
произошла мутация русского духа, чтобы русских выбить из
традиции». Вот так нас и лишают традиций.
Протоиерей
Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя
Митрофана Воронежского, председатель Синодального отдела
по взаимодействию с Вооруженными силами:
– Мне кажется, что люди лукавят, когда говорят, что
не знают, как им провести две недели новогодних выходных.
По-моему, глупо учить взрослого человека распоряжаться
своим свободным временем. Прихожане моего храма, например,
и так знают, что нельзя курить, напиваться и
сквернословить – причем нельзя этого делать не
только в первые дни января, но и во все остальные дни
года.
Для людей с зависимостями, конечно же, новогодние
праздники станут испытанием. Но это же люди больные
– и их нужно не учить, а лечить. Из опыта нашего
прихода: мы чаще проводим с такими людьми в выходные дни
января встречи, молебны. При многих храмах сейчас есть
подобные общества, есть и крупные центры реабилитации
– им в праздники придется поработать усиленно.
Принято ругать государство, которое устраивает нам такие
длинные выходные и показывает по телевизору пошлые шоу. У
меня возникает другой вопрос: а почему государство должно,
как малых детей, водить нас за руку и указывать нам: это
делай – это не делай, это смотри – это не
смотри. Неужели здоровый мужик обязательно должен упиться
на праздник? Если ты знаешь, что твоя норма –
пол-ящика водки, выпей пол-ящика и остановись, не надо
пить целый ящик.
Наоборот, государство нам подарок делает: оставляет нас в
покое на целых две недели! Почитай книгу, сходи в храм,
сделай то, для чего раньше у тебя не хватало времени.
А тем, кто все же хочет радостного настроения на
праздники, хочу напомнить, что главная радость, которая
бывает во время поста, – это радость, которая дается
нам в молитве.
Протоиерей
Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной
Троицы в Хохлах:
– Я с детства очень люблю Новый год. Для меня этот
праздник связан с семейным уютом, с радостью от подарков
– как и для каждого советского ребенка. Потом, когда
я вырос, праздник отмечали студенческими посиделками
– и это тоже нормально для молодого человека;
правда, тогда я не был воцерковлен. Потом, конечно, все
поменялось, но все же Новый год оставил положительный след
в моей жизни. Но всему свое время: подвыпившие взрослые,
бегающие ночью по улицам и кричащие: «Ура! Новый
год!», видимо, что-то недополучили в детстве.
Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать
Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как
разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому.
Сейчас для меня праздник связан с новым осмыслением
прошедшего года своей жизни, переходом на новую ступеньку
своего бытия. Уже в течение многих лет я этой ночью служу
Божественную литургию. Обычно собирается не так много
людей, человек 50, но мы как-то очень радостно служим эту
литургию, мы начинаем новый год с молитвы и причастия. А
после службы – на трапезу все вместе. В основном с
нами наши постоянные прихожане. Но часто заходят и
случайные люди с улицы: вышли погулять, кругом взрываются
петарды-хлопушки, а тут вдруг – открытый храм,
колокола звонят… Заходят, любуются иконами, кто-то
и до конца литургии остается. И такое неожиданное
впечатление в новогоднюю ночь надолго им запомнится.
Кстати, многие московские храмы в новогоднюю ночь открыты,
например в Сретенском монастыре.
Архимандрит
Тихон (Шевкунов), наместник московского
Сретенского монастыря:
– В конце декабря 1994 году передо мной как перед
настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря (так
именовался тогда нынешний Сретенский монастырь) встал
простой и весьма прагматический вопрос: как в этот первый
год существования возрожденной обители пережить новогоднюю
ночь? Как заложить такую традицию, которая обеспечила бы
нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же
время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким?
Не скрою, что немало наших друзей и прихожан, не говоря
уже о родителях, от всей души приглашали нас разделить с
ними этот праздник и совершенно не понимали наших
объяснений и отговорок.
Надо сказать, что в Сретенском монастыре мы никогда не
относились к этому празднику жестко и нетерпимо. Для
нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может
быть, единственный семейный праздник, оставшийся сегодня в
России, когда семья собирается вместе и действительно
может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в
жизни современного человека, и разорять это нельзя. Но
можно постепенно попытаться это воцерковить.
Мы всегда говорим нашим прихожанам, что если их родные и
близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой
радости, при том что православный христианин, конечно же,
не должен при этом нарушать пост, но задача его –
привнести свет Христов, радость ожидания Рождества
Христова в этот праздник.
Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено
совершить в ту новогоднюю ночь Божественную литургию.
Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи
и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан.
Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших
прихожан много православных семей, и это оказалось
замечательной возможностью решить непростой для них вопрос
празднования Нового года. На следующий год людей пришло
еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в
других храмах был воспринят этот опыт.
Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в
полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью.
Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни
наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто
не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы
каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших
домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему
празднуют Новый год.
Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные
и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба
производит на них удивительно глубокое, сильное
впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее
обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из
четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов.
Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются
Святых Христовых Таин.
В христианстве была древняя практика воцерковления
языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то
подобным мы сталкиваемся и сегодня.
|