Дорогая «Русская народная линия», я согласен с тем, что ты назвала
произошедшее феноменом, т.е. явлением - принесение святого Богородичного
Пояса в Россию. Он как будто бы ниспал с неба для соотечественников,
как это было три дня спустя после Успения Матери Божией. Ведь апостол
Фома, войдя в опустевшую Гефсиманскую пещеру, увидел у себя на руках
этот Пояс и понял, что Матерь Божия восстала телесно, но вместе с тем,
духом пребывает с земной воинствующей Церковью.
Пояс Богородицы
всегда почитался православным миром, особенно греческим и русским
народами. У нас есть богослужения, посвященные этому дню, мы помним те
чудеса, которые Пояс свершал в древности над царскими особами. Знаем,
как он благоговейно хранился в Иерусалиме, Константинополе, а затем
разошелся частями по всему миру. В Храме Христа Спасителя постоянно
выставлена маленькая частица Пояса, переданная Русской Церкви фондами
Московского Кремля. Мы помним, что Поясом Богородицы наш народ именовал
реку Угру - реку великого стояния татаро-монголов и воинства Великого
князя Иоанна, когда пришедшие кочевники вдруг ушли, таким образом,
засвидетельствовали, что пала Золотая Орда. Святая Русь освободилась от
более чем 200-летнего ига. В есенинской поэзии мы найдем наименование
Оки Поясом Богородицы. Я не удивлюсь, если когда-то мы узнаем, что сама
наша первопрестольная столица опоясана артериями рек и как будто бы
находится под особым соблюдением Пречистой Девы Марии.
То,
что свершилось ныне при путешествии драгоценного афонского ковчега с
Поясом Богородицы по великим городам России, есть залог надежды, ибо в
движение пришли заснувшие было мертвым сном, навеянном СМИ, десятки
тысяч горожан. Они оставили свои утлые жилища, выключили
фосфоресцирующие компьютеры, они забыли ночные передачи, проповедующие
агрессию и нечистоту, и стали все дружно счастливыми, которые не
наблюдают часов, томления жажды, алчбы, ожидая часа общения со святыней.
Посмотрите, эти подвижники современной жизни 5-6-12 часов могут стоять
на ногах, не пикетируя, не скандируя, забыв о комфорте и чувственных
удовольствиях, вкушая сокровенную, дотоле им незнакомую радость, которую
может дать только Бог и Его животворящая благодать.
Вы видели
когда-нибудь что-нибудь подобное в Лондоне, Берлине, Париже, Амстердаме,
Нью-Йорке в ХХ столетии? Да, видели, но в другом формате и жанре.
Огромные стадионы с беснующимися толпами, ревущими, как разъяренный бык,
над бейсбольным мячом или делая ставки на жеребца-фаворита. Но там, как
и в России на подобных мероприятиях, имеют место быть лишь страсти и
поются «скушные песни земли». А ныне опоясанный километровой очередью
Храм Христа Спасителя являет нам в Москве свидетельство, что народная
душа не умерла, Русь ещё жива, Русь ещё поёт, пока звонит звонарь на
главном кафедральном храме России.
Замечательно, что люди,
ожидая в течение дня своего череда, имеют возможность лишь правой
ладонью прикоснуться к Поясу и, не задерживаясь, пройти мимо святыни. Но
мне чудится, что эта простертая правая рука и ладонь, освященная
прикосновением к Поясу Богородицы, уже никогда не примет печати
антихриста, которая всем желающим будет проставляться именно на правую
руку. Многие люди, прикоснувшись ладошкой к ковчегу, тотчас освящают ею
собственное чело в знак просвещения мысли и обретения благодати
Господней в сердце, которое умеет ждать, терпеть и молиться.
Мне
хочется сказать слова благодарности Московской Патриархии, которая в
этот раз замечательно ответственно подошла к подобной городской акции.
Конечно, будем благодарить нашу доблестную полицию, дежурящую по 14-15
часов в сутки. Молодые ребята несут свой ночной и дневной дозор, они
буквально имеют 15 минут, чтобы перекусить, и вновь несут службу, чтобы
оградить благочестивый московский народ от всех форс-мажорных
обстоятельств. Хочется сказать добрые слова в адрес конкордата городских
властей и Патриархии. Дежурство автобусов, в которых всякий подмерзший
паломник, приехавший за сотню-другую верст, может отогреться. Чашечка
горячего чая, которая так напоминает нам слова Христа: «Кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей»
(Мрк.9:41). Даже временные туалетные комнаты вызывают радостную улыбку,
ибо в них подлинная забота о людях, чувствующих, что ничто не забыто.
А
позавчера мне довелось поучаствовать в дежурстве, которое благословило
священноначалие. 20 священников, обновляясь каждые два часа, находятся с
народом. Вначале мне казалось, что это внешняя мера, как нам и
объясняли, смотреть, чтобы не докучали людям сектанты, не подбрасывали
каких-то сумасшедших листовок, посвященных заморской сайентологии или
йоге-осьминоге. Слава Богу, ничего этого не было, и многие священники
напоминали мне героя песни Булата Окуджавы, который пел в прошлом
столетии о часовых любви. Батюшки молитвенно ходили вдоль очереди в
дополнение к военизированным костюмам полиции, смягчая тревожность и
напряженность обстановки. Но, кажется, назначение священников было иное.
Владыка Пантелеимон, подойдя ко мне, сказал: «Отец Артемий, идите в
народ, вас мало, но вас будет больше». Я, повинуясь архипастырскому
слову, обратился к людям: «Дорогие, мы пришли, чтобы поддержать и
утешить вас, хотите ли что-то услышать из уст московского батюшки?».
Какая радость, люди говорили: «Батюшка, идите к нам, ведь с нами никто
не разговаривает». И два часа пролетели мгновенно, как в преддверии
Пасхи Господней. Какие радостные глаза и светлые улыбки людей, которые
ещё, может быть, не стали постоянными прихожанами. Даже мои простые
слова о семейном мире, об умении прощать и не раздражаться, о
пробуждении добрых чувств в сердцах домочадцев, были приняты с
благодарностью. «Батюшка, наши сердца согрелись, нам уже и не холодно, и
сердцу стало веселее», - как бы говорили люди в разных местах очереди.
В
очередной раз я понял, какая великая сила заключается в единстве
пастыря и пасомых, народа и священников. И думается, что вековая брешь,
зазор, трещина, пропасть между духовенством и обывателем нынче стала
перекрываться. И пусть к нам, священникам, не зарастет народная тропа.
Ну а причиной всему - святыня, Пояс Пречистой Богородицы, который
сегодня освящает столицу и вплоть до 27 ноября. Очень надеемся, что
прикоснувшиеся к святыне, даже просто услышавшие о ней, получат
благодать мира, единомыслия в своих жилищах, ясности ума, спокойствия
сердца, и наш исстрадавшийся по благодати народ получит новый творческий
импульс к несению своего креста.
Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (Москва), член Союза писателей России, специально для «Русской народной линии»