«Кто занимался бизнесом или политикой, тот знает. Гладко было на
бумаге... В обстановке медиа сентименты не действуют. И если Русская
Православная Церковь решает идти через телевизор, то подчиняет себя
общим условиям и правилам. Эти условия действуют для любых
медиа-акторов, преследующих коммерческие либо пропагандистские цели.
Правила игры очень жёсткие. Ты не можешь сказать: «транслируйте меня, у
меня мысли самые правильные, а намерения самые благие». Тебя либо
выдаивают (т.е., плати, очень дорого). Либо, если ты клоун и твоё
поведение может быть любопытно толпе, тогда будь себе клоуном и не на
кого не обижайся и не сетуй. Шоу маст гоу он... Тебя возьмут в свои
нежные руки и своими телевизионными средствами сделают из тебя шоу. В
последнюю категорию сейчас, собственно, спикеры РПЦ и попадают.
Постоянное присутствие Церкви в медиа-пространстве – это, с точки зрения
современности, просто типичный рекламный или пропагандистский проект. И
те, кто его начинает, поневоле должны расстаться с наивностью. Есть
просто, как у любого другого проекта, свои неучтённые сложности,
поскольку вы не можете прогнуть мир под себя. Есть совершенно
определённое противодействие в адрес Церкви, от которого никуда не
деться, которое всегда будет. « Чтобы потом вдруг, ненароком РПЦ не
стала тем, кто диктует свои условия. Ну, и разумеется, на уровне любого
ТВ-продюсера, ТВ-редактора и ТВ-ведущего как людей нецерковных есть
психологическое отталкивание от церковной тематики, диктуемое тем, что
психологи называют «ангст» – т. е., неуправляемая, безотчётная
внутренняя тревога и что по сути объясняется нераскаянной, беспокойной
душой.
Церковь на ТВ всегда будет менее желательна, по сравнению с другими,
коммерческими и политическими медиа-акторами. Поскольку те «свои» и
легко прочитываются, по поводу Церкви же остаётся большая неуверенность.
В конце концов, современность приходит к идее узды или пут, которые она
набрасывает на Церковь и предлагает некое хрупкое перемирие: Церковь не
питает больших амбиций, и за это на неё, грубо говоря, «не наезжают».
Как только внутри Церкви возникает желание выразиться, открыть
миссионерское наступление и пр., так сразу же, автоматически обстановка
для неё меняется и следует ряд строгих предупреждений. Дескать, не
забывайтесь и не забывайте, кто в доме хозяин.
Могут быть и сугубые варианты, при которых где-то, в каких-то высоких
кабинетах и совещаниях определённые умы анализируют ситуацию и приходят к
выводу, что у Церкви, условно говоря, «слишком большая доля на рынке
продуктов пропагандистского назначения». Тогда без предупреждения и даже
каких-либо причин со стороны Церкви начинается кампания по её
выдавливанию и дискредитации. На Западе это, в основном, какие-нибудь
сенсационные разоблачения клириков в сексуальных преступлениях либо,
возможно, в финансовых махинациях или экстремизме. Под этот каток,
сначала в Америке, а затем в Западной Европе, последовательно попадали
католики, англикане, епископалы – т.е., самые влиятельные и
централизованные организации. Несомненно, такая же угроза сейчас
прорисовывается и для РПЦ. Я думаю, мы ещё пока не видели настоящей
дискредитации Церкви, и обижаться нам по большому счёту не на что. Нас,
если можно так выразиться, гладят пока по головке: то по шёрстке, то
против шёрстки. Вот и всё. Выглядит это, конечно, довольно неприятно,
особенно со стороны участников телевизионных прений, таких как
протоиерей Всеволод Чаплин или Николай Бурляев. Но кто виноват в том,
если мы питаем иллюзии? Мы живём в жестоком мире, где за место под
солнцем сажают и убивают. Особенно, в сферах, связанных с большими
деньгами и политикой. Поэтому, никто никого не заставлял лезть в ТВ, а
потом плакать и размазывать по щекам слёзы: «Мама, почему люди –
такие?!» Источник: Русская народная линия