Из писем преподобного и богоносного отца нашего Амвросия старца Оптинского. Пишете
о старшем своем брате, что он хороший человек, и хороший был
христианин, но теперь от современных столкновений поколебался
относительно учения Православной Церкви; и просите меня, грешного,
написать ему что-либо для убеждения его в.истине. Если бы брат ваш сам
мне написал об этом, тогда бы можно было ему отвечать. Но как сам он
мне не пишет, то не в порядке вещей и мне писать к нему о чем-либо.
Пожалуй, вам могу написать несколько слов о неправильных мнениях брата
вашего. А вы уже сами распорядитесь, как знаете.
1. Брат ваш пишет вам, что «евангелистам принадлежат очень немногие догматы».
Главных догматов Православной
Церкви только два: догмат о Святой Троице и догмат о воплощении Сына
Божия. Об этих догматах говорит все Евангелие. А кратко и ясно
изложено о сем в предисловии каждой псалтири. Книга эта имеется
везде, не только в сельских церквах, но и в частных православных
домах. Сами это прочтите, и брату можете указать.
2. Брат ваш пишет: «Догматы - это положения, ясно формулированные. Догматы выработались Вселенскими Соборами».
Догмат есть не положение
человеческое, ясно сформулированное, а истина Божественная о Боге,
истина, которую люди, сами по себе, никак не могли бы постигнуть,
если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно исследовать,
истину можно познавать, истину можно утверждать. А истину полагать
нельзя. Да так люди добрые и не говорят.
3. Брат ваш утверждает: «От догматов до духа христианского, как до звезды небесной, далеко».
Неправда. Когда воплотившийся Сын Божий ученикам Своим апостолам открыл догмат о Святой Троице, сказав: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа», то тут же с сим догматом соединил нераздельно и учение о духе христианском, говоря: и «учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф.28:19-20).
Всем здраво рассуждающим известно, что
дух христианский и вместе дух Христов заключается в соблюдении
заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух
христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа, и
без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух
самоизмышленный и, так сказать, самодельный, и никак не достоин
называться христианским именем, потому что думает любить всех
безразлично, как христиан, так равно и турок и язычников. Христос же
Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии
(Мф.18:17): «аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь».
Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует.
И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая
милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только
правоверующим.
4. Брат ваш говорит: «Ересь есть уклонение от мнения большинства».
Неправда. Ересь есть уклонение от
истины Божественной, а не от мнения большинства. Не большинству
Господь поручил истину, сказав: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство» (Лк.12:32).
Римская Церковь численностью в
несколько крат превосходит Церковь Православную, но, уклонившись от
истины, она уклонилась в ересь. «Ересь» происходит от
греческого слова (oripeiv) - выбираю. Истинная Церковь принимает все
Писание, как Ветхое, так и Новое, во всем его объеме и полноте.
Например, в одном месте Святого Евангелия Господь говорит: «Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин.15:26). А в другом месте Евангелия сказано, что Господь, даруя святым апостолам власть отпущать грехи, «дуну и глагола им: приимите Дух Свят: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся»
(Ин.20:22-23). Православная Церковь, принимая оба эти места,
исповедует, что Дух Святый исходит от Отца, и преподается верным через
Сына. Римская же Церковь, оставив втуне первое место Евангелия и слова
Самого Господа, и основавшись только на втором месте, утверждает,
что Дух Святый исходит и от Сына, и через это в догмате о Святой
Троице вводит два начала. Каковая несообразность обличается и чрез
подобие солнца. От солнца рождается свет и исходят лучи. Никто не
утверждает, что лучи исходят и от света солнечного, а только без
света солнечного лучи не сияют.
Также и Арий произвел злую ересь из двух
мест Евангельских, оставив втуне главное. У евангелиста Иоанна
Господь, говоря о Своем равенстве с Отцом по Божеству, сказал: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30). В другом же месте, говоря, что Он по человечеству менее Отца, сказал: «Отец Мой болий Мене есть»
(Ин.14:28). Арий, избрав для утверждения своего мнения второе место,
и отвергнув первое, произвел зловредную ересь. Так и все еретики
поступали, утверждая свое ложное вероучение местами Священного Писания
по выбору: истинное же вероучение утверждается полнотой всего Священного Писания.
5. Брат ваш приписывает ненависть и вражду истинным пастырям Церкви, собиравшимся на Вселенских Соборах.
Это несправедливо. Если была при
этом ненависть и вражда, то только от противной стороны
еретичествующих. Истинные же пастыри собирались на Соборы из любви к
ближнему, и для умиротворения истинных христиан, волнуемых смутами и
ложным учением еретичествующих; во-вторых, для исследования и
утверждения истины, по заповеди Самого Господа: «Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне»
(Ин.5:39). В-третьих, пастыри Церкви собирались, по временам, на
Соборы для защищения истины и по обязанности своей, так как Господь
наемниками называет тех пастырей, которые, видя еретиков, как волков
терзающих стало Христово, не отгоняют их, а уклоняются от крепкого
защищения своего стада.
6. Брат ваш говорит: «Я считаю
совершенно возможным человека, признающего все решительно догматы
веры и вместе с тем очень далекого от духа Христианства».
Правда, что иногда, к сожалению,
так бывает. Только такие люди, если захотят исправить свою жизнь,
очень удобно обретают путь спасения. Кто же имеет неправильные,
сбивчивые и ложные понятия о вере и истине христианской, тому
неудобно обрести спасение, когда бы и захотел. Кольми паче невозможно
ему иметь духа христианского и духа Христова.
Из всех слов брата вашего видно, что он попал в секту индеферентистов, которые учат: веруй как хочешь, а только имей любовь к ближнему.
Индеферентисты думают утверждать свое мнение на учении Иоанна
Богослова. Но в его Посланиях сказано, что кроме Духа Христова есть дух
лестчий и дух антихристов. Потому святой Иоанн и предостерегает,
чтобы не веровать всякому духу, но «испытывать духи, аще от Бога суть» (1Ин.4:1).
<...>По недосугу и по слабому
здоровью более писать не имею возможности. А вкратце скажу: если брат
ваш искренний и добросовестный человек, как вы пишете, то пусть с
верой помолится Господу нашему Иисусу Христу, чтобы вразумил его в
истине <...>. Как Всеблагий Господь устроит о брате вашем, так
пусть и да будет. Хочет бо Господь всем спастися и в разум истины
приити.
По материалам сайта "Оптина пустынь - Живая летопись" |