Главная » 2011 » Июль » 20 » Патриарх Кирилл: Мы никогда не ставили своей задачей преодолеть религиозные и богословские различия
Патриарх Кирилл: Мы никогда не ставили своей задачей преодолеть религиозные и богословские различия
22:06
Предстоятель Русской Церкви о допустимых границах межконфессиональных отношений …
Во вторник, 19 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие во встрече
председателя Правительства России Владимира Путина с главами и
представителями религиозных и общественных организаций и
национально-культурных автономий, сообщает Патриархия.ru.
В своем выступлении Предстоятель Русской Церкви отметил, что «от того,
как человечество решит проблему взаимодействия этносов, культур,
цивилизационных моделей, будет зависеть будущее. И многим, кто здесь
сегодня присутствует, по роду деятельности приходится постоянно думать
на эту тему. И я хотел бы в этой связи подчеркнуть большую роль
Межрелигиозного совета России, где не только обсуждаются темы
межрелигиозных отношений, но где и предпринимаются совершенно конкретные
практические шаги. Сознавая, что в богословском, вероучительном плане
очень многое нас разделяет, мы никогда не ставили своей задачей
преодолеть эти мировоззренческие, религиозные, богословские различия, но
одновременно максимально сблизить свою позицию по общественно значимым
вопросам. И вот с помощью Божией это удается делать, и я благодарю, что
сегодня именно таким образом, в рамках Межрелигиозного совета России,
решаются многие практические вопросы».
«Но теперь мне бы
хотелось, может быть, о самом главном сказать, - продолжил Патриарх
Кирилл. - За свою жизнь я участвовал, наверное, в сотне межрелигиозных
встреч, может быть, больше, я не могу подсчитать. И я ни на одной этой
встрече не встретил того, кто бы сказал: знаете, мы не должны жить в
мире. Нет, у нас есть свои интересы, есть свои партикулярные цели, мы их
должны достигать, не очень-то думая о других. Всегда все очень выглядит
респектабельно, хорошо, принимаются замечательные резолюции, кто-то эти
резолюции читает, а вот те, кто бомбы бросает, нередко прикрываясь
религиозной мотивацией, они этих резолюций не читают. И поэтому я думаю,
что сейчас межрелигиозный, межкультурный, межнациональный диалог — по
крайней мере в нашей стране, потому что у нас есть к этому потенциал, —
должен выйти на совершенно иной уровень. Мы должны все-таки определить
причину, почему происходят сегодня кровавые столкновения. Везде
практически практически — и в благополучной Европе, и за океаном, и на
Ближнем Востоке».
«Как известно, существует ведь несколько
моделей решения межнациональной проблемы. Самая распространенная модель —
это модель мультикультурализма, которая возникла за океаном, потому что
сама природа Соединенных Штатов Америки к этому подталкивала. Приезжали
иммигранты из разных стран, люди разных взглядов, религий и убеждений, и
путь, по которому пошли, совершенно естественно, был направлен на то,
чтобы в этом плавильном котле единой страны, которая выстраивается по
соответствующим законам, которая провозглашает определенные светские
ценности, отдаленные от религиозных ценностей, в рамках вот этой системы
и преодолелись все разделения. Частично по этому пути пошла и Западная
Европа, но, похоже, что сейчас серьезно пересматривается вот этот
подход», - отметил Предстоятель Русской Церкви.
«Что достигается в
таком подходе, а что не достигается? С одной стороны, как бы
сглаживаются различия между конфессиями, между культурами, нивелируются
традиционные ценности. Но что сейчас становится совершенно очевидным?
Ценности из мультикультурального общества уходят, а различия остаются.
Да еще такие различия, что люди теперь бомбы бросают друг в друга,
зажигательные бутылки, переворачивают автомобили. Респектабельная Европа
стоит перед огромным вопросом: а что же дальше, как действовать-то? Не
работает плавильный котел. Законы существуют, правовое мышление
существует, правоохранительные органы существуют, а, выходит, люди
сталкиваются друг с другом и борются. Это происходит также и в нашей
стране. И вот я думаю, что главный тезис следующий — невозможно
попытаться нивелировать различия, игнорируя ценности человеческой жизни.
Если мы хотим построить общество, отстраненное от этих ценностей, как
мы говорим — абсолютно секулярное, которое допускает множественность
различного рода поведений, мы исторгаем то общее, что объединяет людей
любой религии, мы разрушаем нравственную основу нашей жизни», - считает
Первоиерарх.
«И вот главная тема, которая меня сегодня
беспокоит, — это разрушение нашей общественной морали, как Вы сказали.
Речь идет не только о Российской Федерации, разрушается нравственная
основа нашей жизни. И вот в этих условиях, я думаю, невозможно будет
остановить рост преступности. Никаких правоохранительных сил не хватит,
невозможно будет приостановить рост межнациональных столкновений, потому
что человек, свободный от нравственных постулатов, нравственных норм,
раскрепощенный в реализации своих устремлений, ни перед чем не
останавливается. Поэтому мне кажется, что есть некая другая модель, в
том числе и нормализации межличностных и межнациональных отношений», -
полагает он.
«Я не оговорился: межличностные отношения — это тоже
огромная проблема. Общество сейчас действительно, с одной стороны, как
бы объединяется законами, общими программами, но, с другой стороны,
происходит колоссальное отчуждение одного человека от других,
партикуляризация общественной системы. Люди становятся одинокими, не
связанными с другими. И в основе всего, конечно, — колоссальный
нравственный кризис, который имеет место. Поэтому мне кажется, что
преодоление межнациональных и межрелигиозных различий лежит на пути
укрепления того, что Вы очень правильно назвали общественной моралью,
личной общественной моралью. Ведь нравственные ценности, исповедуемые
всеми религиями, очень близки друг к другу — это наш общий базис. На
этом общем базисе развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего
времени, когда сказали: традиционная мораль больше не имеет значения,
имеет значение свобода человеческого выбора. Вот что я выбираю, то и
морально. Но в таких условиях не может существовать общественный
организм», - считает Патриарх Кирилл.
По его словам, «сегодня
тема морали — это не десятый, не двадцатый, не тридцать пятый вопрос,
как иногда мы можем видеть это в программах политических партий. В
начале экономика, инфраструктура, а потом там где-то мораль, культура.
Сегодня вопрос морали — это самый фундаментальный вопрос существования
человеческой цивилизации, не только России. Мы здесь все остро
чувствуем, потому что у нас, с одной стороны, еще сильны традиционные
нравственные понятия, мы еще рудиментарно сохраняем эту мораль — и люди
старшего поколения, и даже молодежь, — но именно рудиментарно, потому
что очень опасны современные тенденции, направленные на нивелирование,
на разрушение, я бы сказал, вот этих общих нравственных основ».
«Теперь:
почему я говорю, что это важно для межнациональных отношений? Да потому
что уважение вырастает тогда, когда есть общность. Почему одна
этническая группа с легкостью нападает на другую? Да потому что ничего
общего нет. Ничего нет общего, наоборот, надо этнически объединиться,
чтобы защитить свой бизнес, чтобы вытеснить местных жителей, — то, что
иногда, к сожалению, происходит в Российской Федерации. Нет общности.
Люди не чувствуют себя действительно братьями и сестрами. Вспоминается
замечательная модель, нелегко сложившаяся модель, — отношения наших
казаков на Северном Кавказе с горцами в XIX веке. Закончились военные
трудности на Кавказе, и что мы получили? Мы получили достаточно
стабильную систему. Горцы с уважением относились к казакам: к их укладу
жизни, морали, устоям, самоорганизации. А что казаки? А казаки с
уважением относились к горцам: к их моральным устоям, к их
нравственности, к их образу жизни. И получилось удивительное
взаимодействие. Там и там сильная мораль, сильные традиции, сильная
вера. С одной стороны мусульмане, с другой стороны — православные.
Жили-то как дружно вместе! Единственное, иногда там девушек воровали, уж
больно красивые казачки, да и жительницы Кавказа тоже», - напоминает
Предстоятель Русской Церкви.
«А в основном это было доброе
взаимодействие, - продолжил он. - Поэтому мне кажется, что тема
возрождения нравственных основ нашей национальной жизни, перевод этой
темы с плана второстепенного на первостепенный, развитие национального
самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным
законам и принципам одновременно формируют, конечно, духовно сильную
личность, которую будут все уважать. В том числе и приезжие в Москве
будут уважать русских, которые верят, крепко стоят на своих нравственных
основах и являют нравственный пример другим. Как и русские будут
уважать точно таких же людей, которые у себя дома крепко стоят в вере, в
нравственных своих основах и принципах. Поэтому мне кажется, что
религиозное воспитание, формирование нравственности в каждой религии в
соответствии с ее законами и одновременно развитие того, что мы сегодня
называем диалогом, вовлечение религиозных общин, национальных общин в
решение общих проблем — это, я думаю, и есть какой-то путь к решению
вопроса».
«Поэтому я бы хотел заверить Вас, Владимир
Владимирович, в том, что слова, которые я сегодня озвучивал, — это не
просто фантазия и мысли одного Патриарха: огромное число людей сегодня
думает об этом, переживает, сознает наличие нравственного кризиса в
жизни нашего общества и вообще всей человеческой семьи. Производным
этого нравственного кризиса являются, конечно, в том числе и невероятно
сложные межнациональные, межрелигиозные отношения по всему лицу земного
шара. Дай Бог, чтобы в России мы сумели отстроить, опираясь на наш
замечательный исторический опыт, на потенциал добрых отношений —
межрелигиозных и межнациональных, такие отношения и такую систему,
которая помогла бы нам здесь решить вопросы, а вместе с тем предложить
нашу модель и всем, кто захотел бы повнимательнее ее изучить», -
заключил Святейший Патриарх Кирилл.